Автор Тема: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.  (Прочитано 15996 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн CyberMama

  • Старожилы форума
  • Форум - мой второй дом
  • *****
  • Сообщений: 1825
    • http://mamas.ru
Упражнения для развития речи
Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Упражнение "Большой – маленький"

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:

- Смотри, кто это на картинке?

- Девочка и мальчик.

- Какая девочка?

- Маленькая.

- Да, девочка МЛАДШЕ мальчика, а мальчик ее СТАРШИЙ брат. Мальчик ВЫСОКИЙ, а девочка его НИЖЕ ростом.

- Какая коса у девочки?

- Большая.

- Да, коса у девочки ДЛИННАЯ. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?

И т.д.

Сейчас в продаже есть также специальные книжки, нацеленные на развитие этой стороны речи. В них специально подобранные тексты и задания научат ребенка находить близкие по смыслу слова к часто употребляемым понятиям, запоминать новые значения слов, разбираться с тонкими определениями и уточнениями.

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий. Так, например, если малыш вместо прилагательных "длинный", «старший», "высокий", "широкий", "толстый", "огромный", "вместительный", "великий" использует вездесущее "большой", следует задуматься над употреблением синонимов.

"Отгадай загадку"

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка "Красная девица сидит в темнице, коса на улицу". Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная". Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает – "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

Чтение (и пение) колыбельных и потешек

Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, "котя", "котенька", "коток"), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.


"Беседа по картинке"

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания паззла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения "скучного урока". Постарайтесь втянуть ребенку в игру "вопросов-и-ответов". Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы "разговорить" ребенка, используйте вводные фразы ("Как ты думаешь (считаешь)?", "А ты встречал что-нибудь подобное …") или предположения ("А если бы…", "Может быть здесь имеется в виду...", "А как бы ты поступил…"). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение «Беседа по картинке» направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. "Папа, дай", "Мама пойдем", "Хочу куклу (машину и т.п.)" – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая "ситуативная" речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно "строить" предложения. После трех малыши усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются "если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т.п.

Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

Знакомство с новым действием

Новое для ребенка слово, обозначающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обозначающими объекты или субъекты действия. Такой прием усиливает интерес к новому слову и закрепляет в памяти ребенка определенные словосочетания. Например, слово “клевать” можно вводить следующим образом: “Сашенька кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют, и воробушки клюют, все птички клюют… Вот как они клюют…” Эти слова следует сопровождать рассматриванием соответствующих картинок или действиями с игрушкой, чтобы новое слово не было оторвано от своего значения. Во время купания можно знакомить ребенка со словами “плавать” и “тонуть”, показывая, как разные хорошо знакомые игрушки сначала плавают, потом тонут, затем опять плавают. Благодаря удовольствию, которое получит малыш от такой игры, он наверняка лучше запомнит эти слова и поймет, что они означают.

Поручения

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка — как пассивной, так и активной. Поручение взрослого должно быть понятно и доступно ребенку. И в то же время для его выполнения от малыша требуется определенная сосредоточенность, оно не должно выполняться механически. Наиболее простая просьба — принести игрушку, когда она лежит на виду и ничто не отвлекает от нее внимания ребенка. С таким поручением справляются уже многие годовалые дети. Более сложное поручение — найти и принести игрушку, находящуюся сначала среди двух, потом трех и более предметов. Еще труднее ребенку отыскать предмет, находящийся где-то в стороне. Малыша в возрасте старше 2 лет взрослый уже может попросить найти не один, а два предмета: “Принеси сначала мишку, а потом мячик”. Так, постепенно усложняя поручения, ребенка приучают регулировать свои действия словом. Для выполнения подобных заданий малыш должен не только понимать значения слов, но и удерживать их в памяти на протяжении какого-то времени, что для маленького еще очень трудно. Поэтому инструкции нужно повторять. Желательно, чтобы малыш и сам говорил, что ему нужно принести, а когда выполнит поручение — что он принес.

Однако такого рода поручения можно давать только в том случае, если ребенок может и хочет их выполнить, если это доставляет ему удовольствие. И ни в коем случае нельзя заставлять детей делать то, чего они не хотят. Требовательность и нажим взрослого в подобных ситуациях могут иметь неблагоприятные последствия и, уж конечно, не приведут к желаемому результату.


Речевое сопровождение действий

Этот прием очень важен для построения у детей образа своих действий. Он состоит в том, что действия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными словами. Например, когда малыш (1,5–2 года) бежит или танцует, он может говорить “топ-топ”, когда стучит игрушечным молоточком — “тук-тук”, когда рисует капли дождя — “кап-кап”… Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, который внимательно следит за действиями ребенка. Потом малыш вторит взрослому, и они уже вместе сопровождают звуками действия ребенка, а затем сам малыш и действует, и произносит звуки одновременно.

В более старшем возрасте (после 2 лет) этот прием можно усложнять и сопровождать действия детей уже не комплексом звуков, а развернутой речью. Для этого нужно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать ему вопросы о них: “Коля бежит, Коля умывается, Коля копает… Что Коля делает? Что Коля хочет?” Здесь хорошо также использовать народные игры, в которых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст подсказывает, что и в какой последовательности нужно делать. Например: “Заинька, топни ножкой, заинька, бей в ладоши, заинька, повернись…”


Называние пространственных ощущений

Ребенка учат различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения, что не только обогащает словарь, но и развивает мышление. Взрослый демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух игрушек (зайчик и мишка, или два утенка, или кукла и лисичка…). Игрушки то располагаются близко, то расходятся далеко, то одна забирается на другую (одна вверху, другая внизу), то одна убегает от другой (одна впереди, другая сзади). Ваши вопросы побуждают малыша осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. В такой игровой ситуации дети активно и с удовольствием усваивают каждое слово, которое вы произносите, поскольку им интересна игра. Их эмоциональная включенность в забавное зрелище — главное условие усвоения новых и достаточно трудных для них слов. Однако подчеркиваем: обозначение пространственных отношений — очень трудная задача для малышей, предлоги и наречия они осваивают позднее. Поэтому такой прием обучения речи лучше использовать к концу раннего возраста (после двух с половиной лет).


Спектакль игрушки

Ребенку показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание сценок должно быть очень простым. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его, или кукла вышла на улицу гулять и замерзла без ботинок. Для такого спектакля пригодны самые обычные игрушки, и вовсе не обязательно приобретать реквизит для кукольного театра. Гораздо важнее, чтобы показ взрослого обязательно сопровождался словами, которые бы малыш узнавал. Ваш маленький спектакль должен вызывать у него сочувствие игрушкам и желание помочь им: вытереть мишке слезы, поискать вместе с куклой мячик, согреть ей ножки… Сразу после сценки можно спросить ребенка, что он видел. С помощью подсказок и вопросов взрослого малыш по-своему может передать свои впечатления от увиденного. Например: “Миша упал, бо-бо” или “Мячик тю-тю, где мячик?” Эту игру лучше использовать на 3-м году жизни, когда в лексике детей уже достаточно слов, обозначающих действия и состояния. Постепенно можно усложнять и разнообразить действия с игрушками, при этом сами игрушки лучше оставлять теми же — скоро ребенок привыкнет к ним, они станут его любимыми, и он сможет хорошо играть с ними сам.


Мы привели лишь несколько приемов, активизирующих речь маленьких детей. Конечно, их может быть значительно больше. Все зависит от вашей фантазии и желания общаться с ребенком. Однако при проведении занятий советуем вам учитывать следующее.

Занятия должны быть интересны для малыша и приносить ему радость. Заставлять ребенка делать то, чего он не может или не хочет, недопустимо.

Все приемы, направленные на развитие речи, включаются в собственную деятельность малыша, в его интересы. Слова обязательно связаны с конкретными впечатлениями и активностью малыша. Пассивное повторение слов не ведет к развитию активной речи.

Ребенок должен быть сосредоточен на том, что вы говорите и показываете. Продолжительность таких занятий — не более 3–5 минут. Дольше этого времени ребенок от года до трех не может удержать свое внимание на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях.

http://maminportal.ru/2008/01/09/upr...ja-rechi..html

Оффлайн H2O

  • Осматриваюсь
  • *
  • Сообщений: 16
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #1 : 18 Апрель 2011, 15:51:52 »
Упражнения подобные мы делаем давно и с успехом. Дочь у меня очень разговорчивая и словарный запас такой, что не каждый взрослый может похвастаться. Но вот, не понятно говорит она(((( Я читала, что в 4 года ребенка должны понимать все, а ее понимаем полностью только мы. Посторонний человек понимает далеко не все слова.
первый пост не читала, но с автором согласна

Оффлайн Динь

  • Администратор
  • Я здесь живу
  • *****
  • Сообщений: 25048
    • http://irkmama.ru
  • ИМЯ: Светлана
  • Мои дети: Глебушка(04'07), Вера(04'11), Маруся(10'12)
  • Район: ХомутовоГрад
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #2 : 18 Апрель 2011, 18:53:12 »
А в сад ходите? Обычно в саду говорят, если есть какие то проблемы.

Мы вот не ходим.
У нас ситуация такая же - болтает много, иногда даже можно было бы и помолчать.
В принципе, и окружающие его понимают. Вроде...
Но я думаю ближе к осени сходить к логопеду - типа проф осмотра сделать :)
Потому как родителям все-таки очень сложно оценить объективно реалии :)

У меня трое...

Оффлайн GolubkaNadya

  • Осматриваюсь
  • *
  • Сообщений: 41
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #3 : 18 Апрель 2011, 20:58:30 »
Интересная тема!
Очень полезные рассуждения, есть о чем задуматься.
Пока для нас этот вопрос не очень актуален, т.к. я сижу с ребенком дома. И ребенку всего 1,10. Пытается что-то балакать.

Оффлайн Barakudinka

  • Захожу иногда
  • **
  • Сообщений: 69
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #4 : 05 Август 2011, 02:01:36 »
я всегда у дочки спрашивала что ты хочешь, и на выбор говорила 2 предмета, она повторяла то один то другой, потом всегда спрашивала почему ты хочешь этот... я что-т пыталась, сейчас уже лучше причины находит...

Оффлайн светляка

  • психолог-консультант, массаж детский
  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 1115
  • 68 два ноля 26
  • ИМЯ: Светлана
  • Мои дети: Викторинка(сентябрьская зайка)
  • Район: Свердловский
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #5 : 25 Март 2012, 14:12:15 »
Сухомлинский - педагог считал что весь ум у ребенка сосредоточен на кончиках пальцев. Пальчиковые игры однозначно равивают речь и еще мамин массаж с первых дней жизни. Кто какие пальчиковые игры знает? Давайте делиться...

например, "цветочек":
сжимаем два кулачка вместе приговаривая: "цветочек закрылся...."
разжимаем плавно ладони, дунув на кулачки: "ветерок подул- цветоек раскрылся".
психолог-консультант 89025160026
арт-терапевтические группы для взрослых, группы"Здравствуй, тело"

Оффлайн JaneIrk

  • дваждымама
  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 591
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #6 : 25 Март 2012, 15:30:00 »
У меня такие речи выдает! Хоть стой, хоть падай. Но пока все на своем, на титяйском.

Оффлайн светляка

  • психолог-консультант, массаж детский
  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 1115
  • 68 два ноля 26
  • ИМЯ: Светлана
  • Мои дети: Викторинка(сентябрьская зайка)
  • Район: Свердловский
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #7 : 25 Март 2012, 17:31:53 »
сколько слов говорите в свои год и шесть?
психолог-консультант 89025160026
арт-терапевтические группы для взрослых, группы"Здравствуй, тело"

Оффлайн JaneIrk

  • дваждымама
  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 591
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #8 : 27 Март 2012, 09:33:44 »
Слов говорит мало: баба(вся родня), ам-ам, дядя(чужие), кака (обувь), сь-сь (рисовать). Остальное все звуками. А речи выдает на титяйском, почти непереводимо. Иногда у нее случайно получаются фразы вроде: "Я поююю", "где мой костюмчик?", "вы-вы бабы-яги", но обычно она их не повторяет.

Оффлайн МэриЭнн

  • Модератор
  • Старожилы форума
  • Я здесь живу
  • *****
  • Сообщений: 15574
  • ИМЯ: Диана
  • Мои дети: Катя( 22 февраля 2005)
  • Район: Район Центрального рынка
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #9 : 29 Апрель 2012, 14:50:19 »
Логопедическое лото.[Р] [Р']

.

































[imghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/364/86364899_large_RR_10.jpg]http://[/img]




В Дневнике maKnika Вы найдете логопедическое лото и на другие буквы, и занятия по развитию речи.
http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post217199794/
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Оффлайн Ананасик

  • Бабочки бывают разными...
  • Старожилы форума
  • Я здесь живу
  • *****
  • Сообщений: 19224
  • Учусь на волшебницу.
    • http://
  • ИМЯ: Настя
  • Мои дети: Два сыночка и две дочки
  • Район: Хомутово
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #10 : 29 Апрель 2012, 22:12:26 »
оооо, Диана, спасибо!


Самое лучшее, что может сделать папа для своих детей - это любить их маму.

Оффлайн МэриЭнн

  • Модератор
  • Старожилы форума
  • Я здесь живу
  • *****
  • Сообщений: 15574
  • ИМЯ: Диана
  • Мои дети: Катя( 22 февраля 2005)
  • Район: Район Центрального рынка
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #11 : 24 Июль 2012, 09:19:27 »
Школа семи гномов.Что как звучит?Для детей до года.


http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post228884316/
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Оффлайн МэриЭнн

  • Модератор
  • Старожилы форума
  • Я здесь живу
  • *****
  • Сообщений: 15574
  • ИМЯ: Диана
  • Мои дети: Катя( 22 февраля 2005)
  • Район: Район Центрального рынка
Re: Как ребенка разговорить? Речь ребёнка.
« Ответ #12 : 24 Сентябрь 2012, 19:27:11 »
 УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗИКИ.

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.
 Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.
 До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.
 Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.
 При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:
 Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
 Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
 Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.
 Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.
 1. Ответить на вопросы:
 Какое было время года?
 Что пускал по воде Саша?
 Что загудело в воздухе?
 Что Саша спутал с птицей?
 2. Подобрать определения к словам:
 весна (ранняя, поздняя, теплая);
 самолет (большой, красивый, серебристый);
 лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
 3. Объяснить значение сложного слова самолет.
 Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).
 4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.

Зима.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.
 1. Ответить на вопросы:
 Какое наступило время года?
 Что лежит на земле?
 Куда спрятались звери?
 Кто рад зиме?
 Что делают дети зимой?
 2. Объяснить значение словосочетаний:
 деревья голые;
 кругом снег лежит;
 звери спрятались в норы.
 3. Подобрать эпитеты к словам:
 снег (какой?) — белый, мягкий, пушистый, легкий;
 коньки (какие?) - железные, острые, детские, блестящие;
 лыжи (какие?) — желтые, деревянные, детские, короткие.
 4. Повторить, кто где живет:
 медведь - в берлоге, белка - в дупле, лошадь - в конюшне, лиса - в норе, собака - в конуре.


Снежная баба.

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.
 Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
 1. Ответить на вопросы:
 Кого дети слепили из снега?
 Сколько они сделали комков?
 Что прилепили бабе?
 Что воткнули ей в руки?
 Что сделали потом?
 Что надели бабе на голову?
 2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).


Предвестники весны.

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
 1. Ответить на вопросы:
 Какая была зима?
 Что наступает после зимы?
 Как греет солнышко весной?
 Кто прилетел?
 Кого увидели дети?
 Что они закричали?
 Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)
 Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое.)
 2. Пересказать близко к тексту.


Прилетели грачи.

Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
 1. Объяснить значение словосочетаний:
 гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.
 2. Ответить на вопросы:
 Какие птицы прилетают весной первыми?
 Что сразу начинают делать грачи?
 Где они вьют гнезда?
 Когда они выводят птенцов?
 3. Образовать множественное число от следующих существительных:
 грач - грачи,
 гнездо - гнезда,
 сук - сучья,
 корень - корни,
 птенец - птенцы,
 дерево - деревья,
 ствол - стволы,
 пень - пни.
 4. Закончить предложения:
 На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).
 На ветке сук, а на ветвях ... (сучья).
 В гнезде птенец, а в гнездах ... (птенцы).
 На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).


Медведь.

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
 1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
 2. Составить рассказ-описание медведя.
 3. Вспомнить загадки про лесных зверей


Ёж.

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
 1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.
 2. Ответить на вопросы:
 Кто жил в лесу?
 Куда приходил еж ночью?
 Что он делал с яблоками?
 Куда он относил яблоки?
 Что еж заготавливал на зиму?
Подробнее здесь http://www.liveinternet.ru/users/4619293/post239202613/
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.