Автор Тема: Минусы методики  (Прочитано 9623 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Katrin

  • Старожилы форума
  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 640
    • http://
Минусы методики
« : 08 Ноябрь 2006, 11:55:37 »
Конечно, я не эксперт в этой области, но кое-что читала.
Так вот, у этой методики есть свои минусы, например, она, развивая аналитические способности, мелкую моторику и т.д., т.е. сферы деятельности, контролируемые левым полушарием, практически не уделяет внимание "творческому" правому, которое, в отличие от левого, познает мир целостно. Это методика отвергает художественное детское творчество, у детишек,занятых интелектуальными играми не остается времене на банальные куклы и прятки. А ролевые игры необходимы для нормального эмоционального  и интелектуального развития ребенка.
 Обучение чтению, здесь понимается, как умение бойко складывать буквы в слова, между тем, нужно не только собрать это самое слово, но и читая худ. литературу научиться искусству сопереживания.
Нужно учитывать, что методика Монтессори в ее классическом варианте подходит не всем детям, так, например, она вряд ли подойдет творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие, способ познания мира, предлагаемый этой методикой, им будет просто не понятен.
Я не критик, но, думаю, это должно быть тоже важным.

Оффлайн Sinitsa

  • Bebik.ru мой виртуальный ребёнок
  • Старожилы форума
  • Форум - мой второй дом
  • *****
  • Сообщений: 1924
  • Клуб "Богатый ребёнок" его брат )))
    • Клуб "Богатый ребёнок"
  • ИМЯ: Юлия
Минусы методики
« Ответ #1 : 08 Ноябрь 2006, 13:09:53 »
Цитировать
Конечно, я не эксперт в этой области, но кое-что читала...Я не критик, но, думаю, это должно быть тоже важным.

А я думала, что здесь задают вопросы и консультируют (отвечают на них).....

Оффлайн Sinitsa

  • Bebik.ru мой виртуальный ребёнок
  • Старожилы форума
  • Форум - мой второй дом
  • *****
  • Сообщений: 1924
  • Клуб "Богатый ребёнок" его брат )))
    • Клуб "Богатый ребёнок"
  • ИМЯ: Юлия
Минусы методики
« Ответ #2 : 08 Ноябрь 2006, 13:12:06 »
Уважаемый педагог! Расскажите, пожалуйста, нам о минусах методики (ведь они наверное есть). И как вы их учитываете в своей работе с детьми?

Оффлайн Katrin

  • Старожилы форума
  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 640
    • http://
Минусы методики
« Ответ #3 : 08 Ноябрь 2006, 13:43:42 »
Цитировать
Цитировать
Конечно, я не эксперт в этой области, но кое-что читала...Я не критик, но, думаю, это должно быть тоже важным.

А я думала, что здесь задают вопросы и консультируют (отвечают на них).....

Прошу прощения, если я не в тему, но мне кажется, что педагог сможет мне что-нить ответить на все это.

Оффлайн Sinitsa

  • Bebik.ru мой виртуальный ребёнок
  • Старожилы форума
  • Форум - мой второй дом
  • *****
  • Сообщений: 1924
  • Клуб "Богатый ребёнок" его брат )))
    • Клуб "Богатый ребёнок"
  • ИМЯ: Юлия
Минусы методики
« Ответ #4 : 09 Ноябрь 2006, 23:25:34 »
Цитировать
Прошу прощения, если я не в тему, но мне кажется, что педагог сможет мне что-нить ответить на все это.


Я на против :)  Самой интересно как учитывают в работе.

Оффлайн Montessori-pedagog

  • Осматриваюсь
  • *
  • Сообщений: 43
Минусы методики
« Ответ #5 : 10 Ноябрь 2006, 20:51:31 »
Здравствуйте!
Очень хорошо, что Вы затронули важную тему распространенных мифов о педагогике Марии Монтессори.
В самом деле, сейчас о данной методике написано много статей, как педагогами-практиками, так и теоретиками. Довольно часто к минусам относят так называемый "жесткий дидактизм" монтессори-системы. Дело в том, что знакомство ребенка с каждым материалом начинается с презентации - показа, в ходе которого ребенок видит, как с материалом работают. Поскольку схемы показов оттачивались десятилетиями, естественно, что возникли самые короткие пути показа материала, отступив от которых мы лишь удлиним путь ребенка к интеллектуальной сути выполняемого задания. То есть, все проводимые педагогом презентации - это, по сути своей, четкий, развернутый план действия, следуя которому ребенок может достаточно быстро впитать (а не заучить, кстати) то понятие, процесс или навык, который заложен в данном материале, то есть получить базовое знание. Но на этом работа с материалом не прекращается. Ребенок, следуя своей внутренней потребности, неоднократно возвращается к работе с материалом и не только закрепляет уже приобретенные знания, но может придумать и свои варианты работы,  а это уже творческий процесс.
Парадокс, но любой ребенок, приходящий в группу, находит себе занятие по душе. Творчески одаренные дети (а я бы отнесла к этой категории всех детей) чувствуют себя в группе очень хорошо, потому что процесс их истинного творчества ничем не ограничен, более того, есть все условия творчески реализоваться (то есть реально что-то сделать). Что происходит в обычных группах? Детей, например, учат работать с краской. Вне зависимости от того, хочется ли ребенку красить, или нет, он работает с красками отведенные 5-7 минут занятия, а затем краски просто забирают, и никого не волнует, что кому-то из детей хотелось бы еще рисовать и рисовать, а кому-то это и не нужно пока вовсе. В монтессори-группе ребенок сам берет с полочки краску и кисточку, сам готовит (и прибирает потом) рабочее место, а самое главное, работает столько, сколько нужно именно ему.
Почему же в статьях упорно отмечают, что "классическая монтессори-система" отвергает творчество у детей (хотя в монтессори-группах специально выделяется творческая зона)? Мария Монтессори считала не очень благоприятным для ребенка "уход в фантазию и игру". Эта фраза, вырванная из контекста вызывает протест, но дальше в тексте дано пояснение, которое обычно игнорируется, но является значимым: «если кто-нибудь уходит из реального мира, не найдя в нем необходимого материала для развития, то можно представить, что ему захочется вернуться туда, когда там изменятся условия». Что же касается игры, опять процитирую: «фактически взрослый оставляет ребенку свободу лишь в игре или, лучше сказать, свободу, ограниченную игрушкой; он убежден, что мир игрушек становится миром счастья для ребенка».
Проведем эксперимент? Давайте поиграем так. Вы – ребенок. Мы устраиваем чаепитие. Спрячьтесь от своего ребенка (для чистоты эксперимента), соберите его зайчиков, мишек, кукол, если есть, усадите вокруг стола (или заменяющей его книжки). Если нет кукольной посудки, наберите баночек-чашечек, расставьте перед гостями, найдите что-нибудь вроде чайничка. А как насчет угощения? Можно состряпать «понарошку», можно (еще круче!) найти среди игрушек пластмассовый торт, ну или из пластилина что-нибудь сделать. Ну вот, можно угощаться. Даже почавкать слегка, изображая удовольствие. Все, чаепитие подошло к концу. Какие у Вас ощущения? Здорово? Запомните эти ощущения, у Вашего ребенка они, скорее всего будут *цензура*ожими. (Я бы все-таки посоветовала это сделать сейчас, а не просто представить, а затем читать дальше.)
А теперь все то же самое, вы все тот же ребенок (оговорюсь на всякий случай, этому ребенку примерно1,6 год и больше). Но теперь пойдем на кухню, возьмем низкий столик, постелим на него скатерть (салфетку). Возьмем маленький удобный графинчик с чаем (компотом и т.п.), поставим настоящие чашечки, положим в вазочку печенье (а можно и испечь его вместе с мамой, по крайней мере, помесить тесто и вырезать формочкой вполне выполнимо для ребенка). Пригласим в гости папу, маму, братиков-сестренок, бабушку-дедушку, а можно и 2-3 знакомых ребятишек. Нальем чай в чашечки. Реально угостим гостей (и себя, любимого, тоже)…
А теперь какие впечатления? А ведь оба раза мы играли, играли в сюжетно-ролевую игру «Чаепитие». Что называется, «почувствуйте разницу». В монтессори-садиках, которые работают в нашей стране, перед праздниками такие чаепития устраивают, более того, даже печенье пекут: дети сами замешивают тесто, раскатывают, вырезают фигурки, укладывают на лист. Правда, выпекать относят на кухню, но суть от этого не меняется. Ну а далее, как положено: скатерти, гости (родители или ребятишки из других групп), и праздничное настроение у всех.
Но вернемся к Вашему вопросу. По вполне определенным причинам считается, что монтессори-система направлена исключительно на развитие интеллекта. На самом деле, наиболее ценное в этой системе то, что ребенок не готовится к легкому обучению в школе, а готовится к гармоничному существованию в жизни (за счет свободного выбора, ответственности за свой выбор, понимания причинно-следственных связей), а развитие интеллекта – это побочный эффект (кстати, полезный для ребенка и приятный для родителей). Недаром существует деление в рамках специально подготовленной среды на зоны: Зона развития крупной моторики, Зона сенсорного развития, Зона упражнений практической жизни (Зона развития мелкой моторики и Зона упражнений с водой), Зона продуктивной и ИЗО деятельности, Зона развития речи (это для групп 8 мес.- 3 года). Для групп 3-6 лет классически выделяются зона упражнений практической жизни, сенсорики, математики, родного языка и космоса (биология, физика, химия).
Что касается «бойкого складывания букв в слова», то это скорее привилегия кубиков Зайцева (хотя утверждать не буду). В системе монтессори важнее смысловое чтение, а не быстрое. Опять напомню, читать ребенок начинает учиться тогда, когда у него есть в этом потребность. Не буду вдаваться в подробности методики, но в основе всякого научения в рамках монтессори-системы лежит прежде всего моторный навык (то есть физическое действие, чувство), а затем абстрактная, интеллектуальная наполненность производимого действия.  Поэтому сначала дети учатся писать, а затем читать. Сначала узнают каждую буковку на ощупь, а потом только складывают слова. Как вы, например, попытаетесь объяснить ребенку, что такое планета Земля? Сначала Ваши руки непроизвольно очертят в воздухе подобие шара, а потом вы расскажете, что планеты шарообразные.
Что касается «полушарности», ведущее полушарие, как и ведущая рука, обычно выделяется психологами в наблюдениях не раньше 3 лет, поскольку доминантность проявляется не раньше этого периода. В современной психологии отмечается, что самым полезным для ребенка является изначальное развитие обеих рук, а, следовательно, и обоих полушарий (А развитие мелкой моторики как раз напрямую связано с развитием как правого, так и левого полушарий). В монтессори-среде для этого созданы все условия. Как это влияет на творческую жизнь, написано выше. Правда хочется заметить, что обычно по-настоящему творческие люди – это изначально люди умеющие что-либо делать, а не умеющие вообразить, как они бы могли это сделать.


У этой методики есть и минусы, но эти минусы скорее для родителей, нежели для детей. Часто мамы и папы ожидают, что их ребенок в монтессори-группе будет заниматься, например, именно математикой, либо будет развиваться в том направлении, которое привлекательно для родителей. Но ребенок, находясь в монтессори-среде, выбирает свой темп, ритм и направление своего развития. И без уважения этого выбора работа в монтессори-группе для ребенка будет неэффективной. Педагог и родитель могут лишь направлять деятельность ребенка, но только в рамках его интересов. Например, ребенок, чрезмерно увлекающийся математикой, может заинтересоваться зоной родного языка (а значит чтением и письмом), если ему предложить придумывать и записывать задачи для других детей и пользоваться для составления задач данными энциклопедий. Все дети в итоге получают знания (и часто выше ожидаемых), но каждый ребенок приходит к этим знаниям своим путем.
Следующий минус – детей после 5 лет не принято брать в монтессори-группы. Часто дети, приходящие в группы в 5-6 лет уже привыкли к получению знаний через дающего взрослого, у них подавлена естественная мотивация, для них значима система поощрений и наказаний. Попадая в монтессори-среду они начинают движение в ней с тех же материалов, что и малыши. Но у малышей есть время проработать все материалы, а у 5-6 летних детей есть только 1-2 года, и они не успевают это сделать. Хотя и в этих условиях они получают много знаний и умений (но через научение, а не впитывающий разум, который работает у малышей).
Обычно родители детей из монтессори-групп отправляют их в школу не в 6-7, а в 7-8 лет (т.е. на год позже; по данным московских монтессори-групп). Они считают, что их ребенок за этот год в группе узнает намного больше, окрепнет и станет более устойчивым к реалиям школы.
Иногда родителям ребенка из монтессори-группы также приходиться работать над собой: учиться больше доверять своему ребенку, позволять ему самостоятельно решать жизненные задачи, принимать и понимать его позицию, выбор, быть терпимыми, учиться действовать сообща.

Может, существуют и другие методики, которые также позволяют ребенку прожить период детства максимально комфортно и при этом максимально продуктивно, помогают сберечь здоровье и психику ребенка, не утратить интерес к познанию, уверенность в себе и своих силах, но именно этот метод нам интересен, поскольку он подходит для всех культур и легко подстраивается под менталитет и национальные традиции стран, которые его применяют. А их география обширна – это Япония, Германия, Америка, Голландия, Россия, Индия и другие такие разные и не*цензура*ожие друг на друга страны.

Оффлайн Katrin

  • Старожилы форума
  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 640
    • http://
Минусы методики
« Ответ #6 : 11 Ноябрь 2006, 20:19:14 »
Спасибо большое за такой подробный  ответ, все это очень интересно.
А будут ли еще семинары? Мы о первом не знали, очень об этом жалеем.