Автор Тема: Второй урок  (Прочитано 9661 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ABVGD

  • Осматриваюсь
  • *
  • Сообщений: 34
Второй урок
« : 22 Октябрь 2007, 07:53:18 »
Упражнение третье. Одно из любимых занятий маленьких учеников нашего центра – пересыпание крупы из емкости в емкость. Нужны две чашечки, поставленные рядом:  одна наполнена крупой, вторая – пустая. Кроха пересыпает ручками крупу из полной чашки в пустую, постепенно ее наполняя.
Не стремитесь закончить упражнение до самого конца (пока это совсем не обязательно), возможно, малыш справится только с половиной или даже меньше. Не настаивайте на продолжении занятия, ведь оно должно быть непременно в радость, это очень важно! Необходимо понимать, что на первом  году жизни и в начале второго года внимание у ребенка  непроизвольное, он еще физически  неспособен проявлять волевых усилий, он работает, пока ему это интересно. Как только кроха начинает отвлекаться от дела или вовсе бросает надоевшее  занятие - урок окончен. Если малыш отвлекается – это означает, что срабатывает его природный защитный механизм, который оберегает кроху от переутомления и перезагрузок. К упражнениям лучше вернуться через какое-то время, когда малыш будет проявлять  интерес к предлагаемым занятиям.

Упражнение четвертое.
•   Из емкости в емкость крупу пересыпаем ложкой (очень удобны ложечки, которые прилагаются к детскому питанию, но возможно использование и обычных столовых ложек, чуть сложнее работать деревянными или даже с маленькими совочками). Если в предыдущих занятиях активно работали пальчики, то сейчас, чтобы зачерпнуть ложечкой крупу, задействованы мышцы кисти и всей ручки, т.е. подключается общая моторика (тоже очень важное направление в работе).  Предыдущие задания с прошлого урока были доступны как  детям от десяти месяцев, так и «годовастикам». Упражнения же ложками и стаканчиками чаще всего доступны детям чуть старше года (примерно 1,3 и старше). Хотя, оговоримся: все может быть очень индивидуально (на занятиях в нашем центре некоторые крохи благополучно справлялись с этим упражнением и в 11 месяцев). Но! Дорогие мамы, если кроха не будет справляться со следующими упражнениями, пожалуйста, не форсируйте события! Всему свое время, настанет день и час, когда ваш малыш успешно начнет орудовать и ложкой и др. предметами. А пока (если ему это слишком трудно) лучше поработать только ручками.
•   Из емкости в емкость крупу пересыпаем  маленьким стаканчиком. Суть этого упражнения аналогична предыдущему, только зачерпывающее движение стаканчиком выполнить несколько сложнее, чем ложкой, усилий от крохи потр*цензура*ет чуть больше.
К слову: это упражнение (и многие другие, описанные в этом же уроке) замечательно дублируется, если мы используем уже не сыпучий материал, а водичку (только не наливайте в тазик ее слишком большое количество, ведь набрать  воды, утопив стаканчик это очень просто, а вот именно зачерпнуть – сложнее). Но упражнения с водой – это отдельный разговор (в недалеком будущем обязательно посвятим урок этой теме).
•   Для детей постарше (1,6-2 года) можно немного усложнить:  емкость с крупой поставить на один конец стола, а вторую (пустую) на другой. Ребенку нужно ложку или стаканчик, наполненный крупой, доставить к другой емкости, преодолев какое-то расстояние (примерно 1-1,5 метра). Не торопите малыша, здесь совершенно не важна скорость, за то очень важно внимание и точность в движениях.
•   Для детей третьего года жизни можно это упражнение превратить в веселый аттракцион: наполненная крупой  чашка в одном конце комнаты, а пустая в другом (метрах в 4-5), ребенок, как и в предыдущем варианте упражнения, переносит в ложке крупу из одной чашки в другую, получив   установку «не просыпать мимо». Если ребят будет несколько, то появляется дух соперничества, это, конечно, подзадоривает детей. Вот так легко и непринужденно  развивающее упражнение превращается в веселую игру.

Упражнение пятое.  Как вы уже поняли, мы с вами двигаемся от самых простых упражнений к более сложным:
•   Насыпаем крупу ложечкой в стакан: узкую емкость наполнять не очень-то удобно, движения нужно координировать точно. (Можно чуть усложнить игру, преодолевая значительное расстояние между широкой емкости и узкой, как описано выше).
•   Если малыш успешно справился, усложним еще: пересыпаем навесу из стаканчика в стаканчик. Или пересыпать можно из кулачка в ладонь, за тем ручки поменять местами. Как правило, этот вариант упражнения выполняют дети от полутора лет и старше. Но, еще раз оговорюсь, что все сугубо индивидуально: если получается раньше – честь и хвала! Если же задание для крохи трудное –  совершенно не страшно,  придет и ваше время.
Все предложенные упражнение легко дублируются при использовании других мелких круп: рис, пшено, перловка, ячневая крупа.

Теперь о манной крупе.
Для работы нам понадобится: миска,  поднос и сама манка.
Подготовительная работа. Насыпьте в чашку манку и для начала вспомните с крохой некоторые ранее предложенные упражнения: например, прячем ручки в крупе, пересыпаем из кулачка в ладошки и т.д. (см. урок первый). Мы знакомим малыша с новым материалом (вы ведь помните, что это необходимый этап). Не забывайте проговаривать свойства манки, ведь на ощупь она очень сильно отличается от других круп (особенно от колючей гречки) на это нужно обратить внимание ребенка (например, «крупинки совсем мелкие, манка рассыпчатая, очень *цензура*ожа на песочек», «крупинки как будто вытекают из ручек» и т.п.). С манкой можно без проблем продублировать практически все упражнения, предложенные на прошлых занятиях (и с ложечкой, и со стаканчиком и др.). Пожалуй, исключением станет упражнение-массаж (крепкое сжатие крупы в кулачке), т.к. крупинки у манки слишком мелкие, ощутимого массажного эффекта эта крупа не окажет. За то из всех круп именно манка дает самые приятные на ощупь  ощущения.  Есть упражнения, которые удобно проделывать только с этой крупой. По вашим просьбам  :xad:предлагаю несколько вариантов:

Упражнение шестое.
Насыпьте на широкий поднос манной крупы (так, чтобы вся поверхность подноса была более или менее равномерно засыпана примерно на 2-3 мм). Будем рисовать пальчиком на крупе (словно на песочке).
•   Совсем маленьким крошкам (10 месяцев-1год) очень нравится рисовать на подносе «каляки-маляки» (малыш получит немалое удовольствие от тактильного контакта с этой «мягонькой»  крупой);
•   Еще малышам нравится оставлять на подносе отпечатки своих ладошек. Будет очень кстати, если, разглядывая свой отпечаток, мама проговорит названия всех пальчиков, а за тем сделает это на ручке малыша (пальчиковые игры и массажи – тоже отдельная тема урока, которая непременно будет вам предложена).
•   Ставим пальчиком на крупе много точек.  За тем черточек в любом направлении (это  упражнения детям второго года жизни). Детям от 2,5 лет и старше направление черты можно диктовать («Сейчас длинная линия вверх, теперь в сторону, с веру вниз…» и т.п.) Как показывает моя практика, тема «ориентирование в пространстве» совсем не проста для детей (особенно на плоскости, например на листе или, как в нашем случае, на подносе).
Чем старше малыш, тем более сложные вещи можно нарисовать:
•   Детям, которым скоро два года и старше жизни можно предложить нарисовать: круг, овал,  и др. несложные фигуры и линии.
•   Если справились с предыдущим заданием, то можно добавить: волнистую линию, солнышко (тут уж дело решается индивидуально, что может ваш малыш на данный момент маме знать, конечно, лучше). Но не гонитесь за изображением сложных рисунков, сюжетных. До трех лет образ должен быть очень конкретный и понятный, а главное, доступный в исполнении малыша.
•   Рисовать веселее, если сопровождать этот процесс известными стишками или песенками:
Мы кружок нарисовали, наши пальчики устали -  (рисуем круг)
      Мы руками потрясем, рисовать начнем – (встряхиваем ручками, «крутим фонарики»)
      Мы черту нарисовали, наши пальчики устали -  (рисуем черточки)
      Мы руками потрясем, рисовать начнем – (встряхиваем ручками, «крутим фонарики»)
      Мы волну нарисовали, наши пальчики устали -  (рисуем волнистую линию)
      Мы руками потрясем, рисовать начнем – (встряхиваем ручками, «крутим фонарики»)
      Точку мы нарисовали, наши пальчики устали -  (рисуем волнистую линию)
             Мы руками потрясем, рисовать начнем – (встряхиваем ручками, «крутим фонарики»)
(Есть замечательный детский музыкальный материал, где есть и эта песенка – Е. и С. Железновы «Музыка с мамой»). Есть и другой музыкальный материал, который можно адаптировать под наши упражнения (например "Палка, палка, огуречик..." и далее по тексту).
•   С детками 3х лет (и чуть старше) мы уже *цензура*одим математику. На первых парах поднос с манкой для нас прекрасная альтернатива рабочим тетрадочкам и различным прописям. Те же цифры гораздо проще под веселые стишки нарисовать сначала пальчиком на манке, чем карандашом на бумаге. Мне этот прием очень нравится: у ребенка снимается страх  сделать что-то неправильно, некрасиво, ведь на крупе исправить все значительно проще и приятней,  да и ручка не зажимается как при длительной работе с карандашами, что тоже очень важно.

Крупные сыпучие материалы, такие как макароны, фасоль, горох, орехи, косточки и т.п.,  заслуживают отдельного внимания. О  них мы   поговорим на следующем уроке, а также будем сочетать их в работе с мелкими крупами.
Для занятий вам понадобится: крупные сыпучие материалы (фасоль или что-то другое); мелкая крупа (ячневая или др.); чашка; пустая пластиковая бутылочка; пустая баночка; стаканчик; пара блюдец.

Желаю вам успехов в занятиях и много-много терпения!
До встречи на следующих интерактивных уроках «АБВГДейки».

Оффлайн ABVGD

  • Осматриваюсь
  • *
  • Сообщений: 34
Второй урок
« Ответ #1 : 04 Ноябрь 2007, 09:23:00 »
Дорогие мамы! Ваши занятия с малышами продолжаются? Очень интересно узнать,  как дело продвигается?

Оффлайн tigra

  • Старожилы форума
  • Осваиваюсь
  • ***
  • Сообщений: 244
    • http://chadushki.ucoz.ru
Второй урок
« Ответ #2 : 04 Ноябрь 2007, 10:37:08 »
Конечно, продолжаются! :loveshower: Уже заждались следующего урока! :xad:
Ко мне можно на "ты"
-----------------------------

Оффлайн ABVGD

  • Осматриваюсь
  • *
  • Сообщений: 34
Второй урок
« Ответ #3 : 04 Ноябрь 2007, 12:02:06 »
Может быть, кто-то запечатлел своего трудягу-карапуза в процессе занятий? Присылайте фото, очень интересно!